Аржан Кухаев: Вслед за мечтой об алтайском седле

Екатерина БАЖЕНОВА
01.02.2019

Просмотров:

8565



Как отлить стремена, мастер Аржан Кухаев увидел во сне. Ответ на вопрос, долго не дававший покоя в работе, подсознание раскрыло ночью, и Аржан понял, что их нужно отливать частями. Всё получилось. Много секретов ушло со старыми мастерами, но как будто есть оно — вневременное информационное поле, откуда ищущему даются разгадки. Через интуицию, сны, концентрированное желание сотворить, создать. Так было и у Аржана. Четыре года назад комиссией по народному искусству Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» ему было присвоено звание «Народный мастер России». К тому времени он уже многих восхитил своими изделиями, и работа непрерывно продолжается. «Тебе пора учить других!» - говорят ему. «Я сам постоянно учусь», - спокойно отвечает он, вынашивая новые задумки и идеи…

— Аржан, а сохранилось ли у вас что-то из первых творческих опытов детско-юношеского периода?

— У меня остался красивый як, которого я вырезал из дерева… В детстве очень впечатляла резьба по дереву, и когда видел какие-то вещи по телевизору или в журнале, сразу хотелось повторить их. Отец строил дома, занимался столяркой и обучил меня первым навыкам еще в начальной школе. Помню сундук, который он смастерил. Я с большим интересом наблюдал за работой. Дерево было самым доступным материалом, руки тянулись к инструментам, а душа требовала творчества. Наверное, это передалось по крови от отца и деда по материнской линии, который мастерил алтайские деревянные седла.

У мамы сохранились одно седло и украшения, сделанные руками ее отца.  В юношеском возрасте решил поэкспериментировать, разобрал это седло, поработал над ним, и в результате получился ковбойский вариант. Я использовал инструменты деда, но уже тогда я понял, что ими невозможно сделать алтайское национальное седло. Однако мечта о том, чтобы его создать, уже в те годы стала набирать свою силу… С детства очень любил коней. У родственников была стоянка, и когда они переезжали на летнее стойбище, я им помогал. Все это повлияло на мою мечту.

— Наверное, сегодня вы всё знаете о седлах? Сколько времени потребовалось, чтобы набрать опыт в их создании?

— После окончания школы в родном Купчегене я выучился в педагогическом колледже, получил диплом учителя начальных классов и преподавателя изобразительного искусства. В 2002 году вернулся из армии, устроился работать во вневедомственную охрану, а все свободное время отдавал своему увлечению. Когда переезжал, мои инструменты кочевали со мной из одного дома в другой. Примерно шесть лет потребовалось, чтобы накопить знания о седлах и определенный опыт, но стремена я делать тогда еще не умел. И это было проблемой.

Сначала делал железные, но они не получались. Обращался за советом к старым кузнецам, но те, что владели тонкостями кузнечной сварки, мне не встретились. Однажды услышал, что в селе Иня у одного человека есть красивые стремена. Отправился к нему сразу. Он показал мне их. Стремена, действительно, были удивительные по красоте: по обеим сторонам поднимаются драконы, широкая, вытянутая подошва, в середине знак бесконечности, а сбоку «узел счастья» – сквозной рисунок. Всё это мне очень понравилось.



Это был 2009 год. Я у себя дома кустарным способом на кузнице пытался расплавить бронзу. Верхняя часть стремян  получалась, но не совсем. Вскоре от мастера Станислава Тодаевича Урчимаева узнал, что в Туве, в Бай-Тайгинском кожууне, живет знаменитый художник и кузнец Сергей Хомушкуевич Кочаа. Решил с ним связаться, а в 2011 году оказался у него в гостях. Надо сказать, что не сразу он показал мне свою мастерскую. На осмотр достопримечательностей и помощь по хозяйству ушло три дня. Я уже и не надеялся, что он поделится своим опытом, но это произошло.

Сергей Хомушкуевич привел меня туда, где творил свои шедевры. В обычной мастерской было столько удивительных вещей, сделанных его руками, что у меня глаза округлились. А он, между тем, стал показывать мне процесс создания чеканки. Я смотрел и понимал, что так же сделать никогда не смогу, что это трудно. Поеду домой, буду делать украшения из самоваров, подумал я. Но на следующий день произошло удивительное.

Мастер в это время уехал, а я встал утром и пошел в мастерскую. Нарисовал на бумаге рисунок и  вдруг понял, как сделать то, что видел накануне. И я сделал свою чеканку. Получилось хорошо. «Тебя учить не надо, езжай домой!», - таков был ответ Сергея Хомушкуевича, когда он увидел ее. Он похвалил меня за исполнение сложной работы. Я все-таки остался там и несколько дней учился у него и его соседа, камнереза и чеканщика Владимира Шомбуловича Салчака. А когда вернулся домой, то ясно понял, в каком направлении надо двигаться, появилась цель. Купил оборудование, начал работать.

Периодически приезжал Сергей Хомушкуевич, показывал, как делать литьё, консультировал, давал советы. Сначала сильно критиковал. «Посмотри, объема нет!» или «Как криво! Неправильно сделал!» - такие и подобные им комментарии я получал за свои опыты. Да, ошибался, но все ошибки были моими, работали на меня.

От Сергея Хомушкуевича я почерпнул многое из его философских размышлений. Причем, это важная составляющая работы мастера, помогающая в дальнейшем исследователям интерпретировать его творчество. В апреле этого года моего учителя не стало. Я уверен, что часть своих секретов он унес с собой, но все равно очень благодарен ему за передачу опыта.

Первые свои стремена я отлил в 2012 году и показал их на Эл Ойыне. Туда же приехали тувинцы показать свою культуру и одобрили их. Сделали замечание, что «узел счастья» на подошве изображать нельзя. Я сохранил эти стремена, учел замечания, и работа продолжилась.

  

— Общение с какими людьми также помогло вам расти как мастеру?

— В Туве я бываю часто. В одной только Бай-Тайге живет несколько десятков мастеров. Жена Сергея Хомушкуевича шьет национальные тувинские костюмы. Она показала мне, как сделать тажуур – кожаный сосуд. Когда-то до нее я записывал технологию его изготовления по рассказам одного мастера, но потерял блокнот в аэропорту, поэтому был очень рад увидеть своими глазами весь процесс работы.

Благодаря знакомству с Яной Викторовной Игнатьевой, гендиректором «Дома дружбы народов имени Кулаковского», побывал в Якутии — она пригласила туда Сергея Хомушкуевича и меня.  Мы приехали на открытие сезона по народным промыслам. Был впечатлен разнообразием различных направлений. Мы также давали мастер-классы, и людям было очень интересно. Праздники там проходят на очень высоком уровне. В Якутии увидел технологию сплавки железной руды и процесс создания губчатого железа, из которого делают ножи. Потом всё это мы повторили дома. Ножи я делал и раньше, но почерпнутые у якутов знания помогли вывести работу на новый уровень.

У нашего известного камнереза Виктора Трифонова научился обращаться с серебром, и это очень повлияло на процесс создания моих украшений. Побывав в Монголии, я увидел, что там много сильных мастеров со своими секретами по ювелирке, у которых можно чему-то поучиться. К создателю этнических новоделов Владимиру Моносову также нередко обращался со своими вопросами.

К сегодняшнему дню я суммировал свой опыт и те знания и навыки, которые получил от моих учителей. Продолжаю свои искания, получая неожиданные ответы. Например, однажды во сне понял, что стремена отливать нужно частями. Стараюсь чередовать направления в работе: ножи, украшения, седла, сувениры…

А в 2012 году приезжали американцы из Колорадо, и я увидел их мастер-класс по тиснению на коже. Это тоже очень пригодилось.

— Уникальный стиль и высокий уровень ваших работ стабильно отмечается на различных проектах, а четыре года назад вы получили звание «Народного мастера России». Когда представляете свои изделия, у вас есть чувство гордости, что вы несете в мир свою культуру?

— Опираюсь на пазырыкский стиль, и, побывав на различных фестивалях и выставках, могу уверенно сказать, что он отличается от всего остального. Таких изделий я не видел нигде. И, конечно, я  рад, что могу представлять родную культуру в международном этно-пространстве. Это способствует знакомству с интересными людьми.

Довелось показывать коллекцию своих работ в Эрмитаже, вместе с Чейнеш Байтушкиной, которая исполняла горловое пение. В те дни очень важной стала для меня двухдневная работа в запасниках с главной хранительницей коллекции Пазырыкской культуры Эрмитажа Еленой Степановой. Там же я имел возможность пообщаться с начальником Центрально-Азиатской экспедиции, научным сотрудником Эрмитажа Константином Чугуновым…

Я участвовал в выставочных проектах в Москве, в различных фестивалях декоративно-прикладного направления вне республики, но с не меньшей ответственностью показываю свое творчество здесь, в республике. В прошлом году в Анохинском музее прошла моя персональная выставка «Солнечный блеск искусства пазырыкцев», и это стало важным событием для меня.

На Эл Ойынах представляю не только свои изделия, но и показываю что-то из процесса работы. В этом году со своим якутским другом кузнецом Александром Даниловым плавили руду. Я постоянно открываю что-то новое для себя. Вообще на свете так много интересного, и всё хочется узнать, поэтому путь поисков продолжается…



Аржан Кухаев. Участие в проектах. Награды

2013 - Диплом 2-й степени в номинации «Художественная обработка металла». Томск, Межрегиональная выставка-конкурс произведений декоративно-прикладного искусства современных мастеров Сибири и Дальнего Востока «Вместе мы Россия»;
2014 - Квалификация «Народного Мастера России» присвоена Комиссией по народному искусству ВТОО «СХР».  Москва,  «ЦДХ»,  выставка «Россия -12»;
2014 - Диплом участника. Сочи, Первый Всероссийский фестиваль и выставка народной культуры заключительного этапа Всероссийского фестиваля народного творчества «Вместе мы – Россия», посвященного Году культуры в России;
2015 - Диплом за 1-е место в номинации «Лучшая экспозиция». Якутск, «Якутия мастеровая»;
2015 - Диплом 2-й степени. Южно-Сахалинск, областной фестиваль ремёсел коренных малочисленных народов Севера Сахалина «Живые традиции»;
2015 – Москва, музей-заповедник «Коломенское». Пятый Международный  исторический фестиваль «Времена и эпохи»;
2015 - Диплом за 1-е место. Республика Саха Якутия, «Национальный праздник Ысыах Олонхо 2015»;
2015 - Диплом участника. Севастополь, «Крымский   военно-исторический фестиваль»;
2016 - Диплом участника туристической выставки. Новосибирск, «SITT – 2016»;
2016 - Диплом Лауреата I степени в номинации «Лучшее украшение верхового коня». Горно-Алтайск, II фестиваль-конкурс конного убранства «Наследие предков»;
2016 - Диплом I степени. Конкурс мастеров кочевых народов в рамках Международной практической конференции по возрождению прикладного искусства, ремесел и верований народов Саяно-Алтайского нагорья, посвященный году Тувинского гостеприимства;
2016 - Сертификат. Ледово-снежный фестиваль Западного Китая и 10-я Синьцзянская ярмарка индустрии зимнего туризма КНР;
2017 – Диплом за II место. Якутск, XII Международная выставка-ярмарка «Сокровища Севера. Мастера и художники России 2017». Конкурс «Лучшее произведение национального народного искусства» в номинации «Художественная обработка камня, металла и др.»;
2018 - Certificate of appreciation.  Международный фестиваль Республики Монголия «Munkh Tenqer»;
2018 – Диплом участника. Республиканский фестиваль–выставка «Казахстан – страна великой степи». Казахстан, Астана;
2018 – Диплом участника. Международный фестиваль стран-участниц III Всемирных игр кочевников «Вселенная кочевников».  Киргизия, Чолпон-Ата.

На снимках: Аржан и Ия Кухаевы; произведения из коллекций мастера.

Журнал «PROАЛТАЙ», 2018, 5 декабря.

Метки

Добавить комментарий


Как Вы считаете, опыт какой из зарубежных стран подходит больше всего для развития туризма в Горном Алтае?