Музыка в картинах Алексея Топоева

Екатерина Сергеева
19.04.2013

Просмотров:

29225

 


Наверное, каждый художник рисует музыку. Свою музыку. Ритм и звук есть у всякого процесса. Как посыл – эмоция, вдохновение, мысль, и уже есть шанс рождения чего-то, что может тронуть сердце. «Я рисую музыку» – название выставки хакасского художника Алексея Топоева, которая открылась в Союзе художников на прошлой неделе.  Почему все-таки он назвал ее именно так? Если музыка – движение, то оно очень ощутимо в его работах. И там еще – тайна, берущая начало из легенд, порыв героической силы, устремление природной стихии…


Непрофессиональный художник, нашедший свой стиль и темы, любит музыку и дружит с музыкантами. Алтайский музыкант Эмиль Теркишев – его близкий друг, чье исполнение Алексея вдохновляет давно. Благодаря ему художник открыл Алтай, и вот теперь его работы представлены нашему зрителю.  


Хочется отметить две вещи, которые удивили. Первое – в выставке  участвовали не только графические работы Алексея. Эффектно смотрелись и их копии, выполненные на коже в технике пирографии и обрамленные в деревянные рамки. Их автор – Александр Трофимов из Минусинска. Он также приехал на открытие экспозиции. Держался скромно, однако же, благодаря этим копиям изобразительная «музыка» Алексея Топоева зазвучала по-иному. У нас, кстати, такими вещами не занимаются. Есть мастерицы, которые делают  копии работ известных художников на войлоке. А вот на коже, кажется, еще никто не пробовал.


И второе – герой выставки имеет к изобразительному искусству отношение отдаленное – в плане основного профессионального занятия, поскольку в Абакане его знают как старшего сержанта полиции оперативного взвода группы задержания. В будни полицейского, оказывается, может вписаться искусство. И Алексей находит время для этого. Кроме того, он – мастер спорта по греко-римской борьбе. Наверное, потому в работах Алексея так выразительно проявляется мужественность…   


Художники Сергей Дыков, Наталия Романенко, Яна Кондратьева, Владимир Чукуев, Владимир Ельников, Валерий Тебеков, Таисия Корчуганова проявили живой интерес к творчеству гостя из Абакана, пришли на открытие выставки. Елена Ортонулова, председатель СХ, сказала, что выставка молодого абаканского графика может побудить и кого-то из наших начинающих художников затеять свою персональную выставку…


Познакомимся с автором персональной выставки ближе.

 

- Алексей, как давно вы рисуете?


- С детства, как только моя рука научилась держать карандаш… Музыка – вдохновитель. Самые ранние воспоминания уводят меня в глухую тайгу, где жил прадедушка Игнат Бурнаков. Он прожил там со своей семьей всю жизнь – держал лошадей, коров... Каждые выходные наши родители ездили к ним отдыхать... Однажды они меня оставили гостить там. Мне было три или четыре годика. Прадедушка играл на древнем хакасском инструменте чатхане. Это был самодельный инструмент. И вот он как-то попросил, чтобы я подошел и приложил свою голову к звучащему в его руках чатхану. Я слушал мелодию, и просто летал с ней – над тайгой, задевая ветки сосен… Этот полет был очень запомнившимся переживанием!


Родной брат моего отца отлично рисовал. Он учился в Суриковском училище, в городе Красноярске, и мне с детства нравилось копировать его работы.  Я очень хотел быть похожим на него. Не только из-за рисования. Он – герой афганской войны, получил Орден Красной Звезды, всегда занимался спортом. Может быть, потому и я всю жизнь занимаюсь спортом и  стал участником боевых действий, получив награду за службу на Кавказе.


- Как вы все успеваете? Спорт, рисование, служба…  


- Я думаю, каждый человек может жить так, чтобы ему было интересно. Я не то чтобы спешу жить, а просто – живу так, как мне нравится. В свое удовольствие. 
- Когда созрело желание показать свои работы?


- Эмиль Теркишев все время уговаривал меня сделать выставку. Первая персоналка была в выставочном зале фотоцентра «Юность» в Абакане… До этого, в 2008 году я уехал в командировку на Кавказ и был там более полугода. Мы находились в пункте дислокации, в горах… Оттуда я привез больше ста работ. Бумага, карандаш – все было с собою. Позднее выяснилось, что я – «график», и что мои вещи могут быть интересны.


- Какие чувства испытываете, когда выпускаете на свободу очередной сюжет?


- Радость. А в процессе есть свои нюансы… Когда образ просится на бумагу, я делаю набросок карандашом, а после приступаю к работе гелевой ручкой. Редко бывает, когда сразу могу довести процесс до конца. Поэтому, когда от рисунка отвлекают дела, накрываю работу белым листом бумаги. Мне всегда кажется, что так образы «не уйдут» от меня.


- Неужели никто из профессионалов не давал вам советы?


- У меня не было учителей в рисовании, и мыслей получить профессиональное образование в этой связи – тоже. В данный момент я внештатный художник при правительстве республики Хакасии. Там висят мои работы.


- Чье изобразительное искусство вам нравится?


- Это выдающийся хакасский художник Александр Тодыков – график, иллюстратор…  


- Как вы относитесь к мнению людей о ваших произведениях и что говорят коллеги по службе по поводу творчества?


- Интересно выслушать критику. Одобрение, конечно, приятно, но если человек  льстит, я всегда чувствую это… Коллегам нравится, и они всегда идут навстречу, относятся с пониманием к тому, что я делаю.


- То, что ваши работы копируются Александром Трофимовым на кожу, как воспринимаете?


- Честно скажу, в этом варианте они мне нравятся даже больше. Он им дает новую жизнь… Они становятся похожи на кадры из фильмов…

 
    
Теперь о пирографии – технике, которую вы встретите на выставке. Это искусство выжигания на естественной поверхности, будь то кожа, дерево, ткань. Пирография практикуется с незапамятных время. Есть записи о культуре выжигания у египетских и африканских племен. По сути, пирография – это искусство «рисования огнем»… Современная пирография, или выжигание по коже, обычно делается при помощи простого инструмента, который напоминает паяльник. Выжигание рисунка на коже – дело далеко не простое, как это может показаться на первый взгляд. Нужно привыкнуть владеть наконечником пирографа так же свободно, как и карандашом. По всему видно, что Александр Трофимов, копирующий с помощью этой техники работы Алексея Топоева, владеет инструментом мастерски.


«Я занимаюсь «сувениркой», - рассказывает Александр, - В свободное время копирую Лешины работы на коже. Сначала рисунок переносится карандашом – копия должна быть «стопроцентной». Есть моменты, требующие предельной точности. И хотя я не соавтор, мне хочется тоже передать свою энергию, работая с рисунками художника и натуральными материалами. При этом может понадобиться, например, искусство резчиков. Самому интересно пробовать разные техники… Моя задача –  увидеть законченный образ картины, с использованием разных материалов. Копирование работ позволило познакомиться с интересными художниками.  Мне нравится, чем я занимаюсь, и не все равно, с кем сотрудничать. Нужно, чтобы работа зацепила – именно тогда приходит настоящий интерес…»

 

Метки

Добавить комментарий