Иной раз мне кажется, что в сутках этой женщины гораздо больше часов, чем у остальных. Иначе как объяснить, что ей удается делать так много? Творческий план богат на стихи и картины, а также лидерство в различных литературных конкурсах. Научный – тоже плотно наполнен событиями. Вероятно, у поэтессы, художницы и доктора медицинских наук Лилии Юсуповой свои отношения со временем? Говорят, его можно замедлить, а то и подчинить, сделав своим союзником… В этом интервью мы ищем секреты успеха и невероятной способности быть творчески и профессионально активной у женщины, в одном из своих стихов признавшейся: «я совершенства требую во всем, что называют люди бытием…»
- Лилия, в завязке беседы хотелось бы поздравить Вас с «серебряной» победой в международном конкурсе «Лучшая книга года – 2019». Расскажите об этом.
- Любой конкурс – это возможность помериться силами с достойными соперниками. В основном я участвую в крупных международных литературных конкурсах. В этом году отправила свою последнюю книгу на Германский международный конкурс «Лучшая книга года – 2019» для русскоязычных писателей, где книга «Моя политика – поэзия» стала серебряным лауреатом в номинации «Поэзия». В проекте принимали участие 300 писателей из 36 стран. В жюри – редакторы литературных журналов и издательств, а возглавляет оргкомитет уже продолжительное время наша бывшая соотечественница Татьяна Окоменюк – журналист и писатель, сама лауреат многих литературных премий. Я читала книги Татьяны, и мне понравился ее острый писательский взгляд, умение подмечать актуальные события и современные тенденции, легкое перо, и сюжеты, полностью захватывающие внимание читателя. Ее произведения всегда с духовным подтекстом, что меня как читающего и пишущего человека всегда подкупает. Считаю, что культура в целом - и литература, в частности - должны облагораживать душу…
- Вам в поэтических проявлениях свойственна определенная доля боевитости. Настрой на победу в подобных проектах добавляет азарта?
- Всегда настроена на победу, и это мотивирует, конечно. А «боевитые» строчки не случайны: я каждый день воспринимаю как маленькое или большое сражение с обстоятельствами:
«Но дни мои не в праздной неге длятся:
За ними - вечный труд и вечный бой…»
- Еще одно важное событие произошло в Вашей творческой жизни - недавно прошла новая персональная выставка живописи. Попутешествовав по галерее, поняла, что натюрморт по-прежнему любите создавать непременно с психологическим акцентом. И совершенно очевидно, что автор этих работ никогда не бывает беспечен...
- Просто объекты, которые меня окружают, я использую для передачи взаимоотношений людей или как символы какого-нибудь явления. Например, мне неинтересно писать букеты роз, хотя я очень люблю эти цветы. Поэтому появляются картины «Узелок на память» (роза с завязанным узлом стеблем) или «Запертая красота» (розовый бутон в колбе, который не могут опылить пчелы). Не требуют пояснения картины-символы «Время-деньги» (часы, перетекающие в золотые монеты) или «Запретный плод» (табу, которое всё время нарушают люди). Но есть и работы со смыслом, не лежащим на поверхности (например «Взгляд» или «Рыба»). Пусть над ними думает зритель.
- В одном из стихов, протестуя против легковесности и эпатажа современной поэзии, говорите: «Только верю, что Вечность сурово отсечёт новомодную блажь...» А каким Вам видится некий «идеальный» уклад мира, что бы хотелось изменить в реалиях?
- О, изменить мне хотелось бы многое! Но, не имея возможности переделать мир в целом, стремлюсь к тому, что в моих силах: гармонизирую себя и ту среду, где существую.
Всё делят шар земной политики,
Ведя стратегию войны.
И чередой угроз и критики
Любые новости полны.
Но, отвергая стиль агрессии,
Я заявляю вновь и вновь:
«Моя политика – поэзия,
Моя стратегия – любовь».
- Что самое главное Вы поняли на сегодняшний день про любовь на планете Земля? И ощущаете ли Вы себя «ребром» своего мужчины?
- Я поняла, что любить выгодно: это продуктивное чувство в отличие от ненависти, которая разрушает всё, и, в первую очередь, самого человека. А жизнь – такая короткая, что жалко ее тратить на отрицательные эмоции.
Пока весь мир вокруг идёт на слом,
И с каждым днём темнее и прохладней –
Гори, мой друг, и грей своим теплом:
Для сердца чем теплее, тем отрадней...
Что касается «ребра». У меня есть картина «Любовь»: две переплетенных свечи с общим ярким пламенем. Две автономные единицы, чьи судьбы переплелись и горят вдвое сильнее, чем горели бы поодиночке.
- Сколько книг с Вашими произведениями увидело свет, и что чувствуете, глядя на их стройный ряд? Желание творить дальше? Радость, что они - свидетельство творческого изобилия? Или... что-то еще?
- Пока издано 16 поэтических книг.
…И я довольна: сделано немало,
Хотя мне всё давалось через труд –
Меня удача редко посещала.
Чувство удовлетворения есть, но бурной радости не испытываю, даже когда держу в руках новое издание. Зато всегда есть новые планы. Например, сейчас хочу издать книгу переводов. Они занимают весьма ощутимое место в моей жизни: только стихов с татарского языка моей мамы, поэтессы Иделбике переведено около трехсот… Но всё, как всегда, упирается в финансы:
Лежат в столе листы стихов моих -
Но кто, увы, заплатит мне за них?
- Ваши строки:
«Одиночество смотрит с порога,
Закрывая тяжелую дверь…
Если нет никого – лишь на Бога
Остаётся надежда теперь...»
Почему люди вспоминают о Боге преимущественно в периоды страданий и одиночества? Ваша «вертикаль» с Создателем устойчива?
- Я о Нём не вспоминаю – я о Нём не забываю… Поэтому и в стихотворения эта связь периодически проникает:
Когда конца отчаянью не видно,
Когда не видно выхода в беде,
Порой, в минуту слабости постыдной,
Молю я Бога взять меня к себе.
Но дни идут, уходит прочь тревога,
Стихает боль, и хочется творить.
И, благодарно вспоминая Бога,
Молю его пока повременить...
- В своих книгах Вы часто обращаетесь к Пушкину. Ваша любовь к поэту столь же верна, как раньше? Или кому-то удалось встать рядом с ним в Вашем восприятии по равнозначности таланта?
- Пушкин многолик и неисчерпаем. Не случайно в списке известных литературоведов-пушкинистов 64 имени! Его творчество притягивает и знатоков, и простых людей.
Навек Вольтер у Франции в почёте.
У англичан – Шекспир. У немцев – Гёте.
У русских – от младенца до старушки
Знакомо всем святое имя – Пушкин.
Я в своей любви к Пушкину не оригинальна. И равного по таланту среди русских поэтов не вижу.
- А в современной поэзии есть авторы, за кого сердце способно порадоваться?
- Тяготею к философской лирике, поэтому назову несколько поэтов, чье творчество находит отклик в душе: мне нравятся сонеты Лидии Лутковой, сдержанная любовная лирика Людмилы Парщиковой, образность в стихах Михаила Анищенко, тонкая ирония в поэтических миниатюрах Евгения Чепурных.
- Остаетесь ли Вы для себя самой загадкой или все прояснено в отношениях с собою? Ваш внутренний портрет пишет преимущественно сама жизнь или Вы сами?
- Ваш вопрос меня немного озадачил. Мне не свойственно выяснять отношений с самой собой: в самокопании нет надобности, да и времени на это нет. Заметила, что внутренне почти не меняюсь: мои жизненные установки остались те же, что были в 16 лет. Я тогда осознала, что цель человека – это постоянное самосовершенствование, и сейчас считаю это главным. Конечно, с годами человек обрастает знаниями и умениями, но стержня это не меняет. Вслед за Сенекой могу открыть главный секрет человеческого счастья:
Стремись, чтобы мир стал добрее и краше,
Тогда и уход тебе будет не страшен.
- «С распахнутым сердцем живу я…» - некогда написанные Вами строки. Сердце по-прежнему открыто миру?
- Да, по-прежнему. Ничего не изменилось:
...Невзгод никому не желая,
О славе чужой не тоскуя,
С распахнутым сердцем жила я.
С распахнутым сердцем живу я…
Для творческого человека необходимо жить именно так: пропуская события через себя…
- Вы как-то обмолвились: «Я совершенства требую во всем». Это стремление, видимо, совсем отбирает возможность расслабиться?
- Лучший отдых – смена одного занятия на другое. У меня практически не бывает выходных дней. Весной по вечерам, в праздничные и выходные дни я писала монографию. Недавно ее закончила, вернулась к картинам, так как есть незавершенные работы. А стихи – побочный продукт жизнедеятельности – приходят по ночам.
Обычно стихотворение пишется быстро: несколько минут или час. А потом в течение двух-трех дней я к нему возвращаюсь, заменяя отдельные слова или строчки. Шлифую.
...И над стихами проливают пот:
Несовершенство долго не живёт.
- Как воспринимаете время, и какие подходы или примеры научили Вас использовать его столь эффективно в разных направлениях жизни?
- Я привыкла жить каждый день, как последний: не растрачивая его по мелочам.
...Расставлено всё у меня по местам,
И время расписано строго:
Я помню отчетливо, что по плодам
Оценится тяжесть итога.
Я всё и всегда планирую, зная, что надо сделать сегодня, завтра, через неделю, через месяц и через год. Когда расставляешь ориентиры, путь до цели – короче, потому что идешь, не сворачивая. Одна из моих книг называлась «Я думаю о времени всегда…», потому что физически ощущаю, как уходит время, а успеть хочется многое…
На репродукциях: "Букет", "Время - деньги" и "Раненое яблоко".