- Елена, согласны ли Вы с тем, что внутренний туризм сможет активно развиваться в условиях спада экономики?
- В условиях нынешнего спада внутренний туризм активно развиваться может только при наличии определенных условий: а) если у населения есть постоянные доходы и нет боязни потерять работу; б) при адекватных ценах на отдых; в) при субсидировании государством внутренних переездов; г) в условиях общей экономической стабилизации внутри государства. Если не будет хотя бы одного из этих условий, внутренний туризм начнет «хромать».
- А как Вы думаете, нынешние шаги краевых властей по активизации зимнего туризма принесут какие-то результаты?
- Как известно, под лежачий камень вода не течет. И популяризация зимнего отдыха у нас на Алтае вполне обоснованна. Если с раскруткой летнего отдыха всё уже благополучно: Алтай узнают и знают, понимают, что у нас летом можно найти отдых на любой вкус, - то зимний отдых еще не получил такой информационной поддержки. А возможности провести его увлекательно у наших двух регионов есть, и об этом стоит говорить.
- В рамках проекта «Алтайская зимовка» что можно считать, на Ваш взгляд, самым удачным?
- Сама идея событийного туризма мне в общем-то понравилась. Конечно, это только первая ласточка. Ещё очень мало людей приезжает на такие встречи, но эти усилия не пройдут даром. Надо развивать эту идею дальше, приучать к тому, что зимний отдых на Алтае - это увлекательно, интересно, весело и разнообразно. Во всяком случае, программа «Алтайской зимовки» была очень насыщенной, а сам праздник получился зрелищным.
- Вы верите в успех «Бирюзовой Катуни» и «Долины Алтая» в условиях, когда придётся отказываться от так называемых «непроизводительных» затрат?
- «Бирюзовая Катунь» уже работает. Сложнее будет «Долине Алтая» - там пока представить туристам нечего, по большому счёту это так на сегодняшний день. Но думаю, что наш основной поток туристов из близлежащих регионов всё-таки будет. Скорее всего он уменьшится, может быть, останется на уровне этого года. Всё зависит от многих факторов, в том числе и от тех, которые уже упоминались.
- Нынешний сезон был крайне неблагоприятным для туризма у нас на Алтае. И всё же есть ли хотя бы один пример какого-нибудь удачного решения или нового проекта, который дал неожиданные результаты?
- Да, наводнение было очень некстати. Однако, по нашей компании оно отразилось только в начале сезона: массовые отказы от путевок были в начале июня. Причем, как ни странно, со стороны местных туристов. А вот те, кто бронировал отдых из других частей России или из-за границы - никто не отказался. Что же касается неожиданных результатов, то они пришли, на мой взгляд, совсем не из тех мест, где ожидались: это быстрое и качественное восстановление дорог и мостов после паводка, других инфраструктурных объектов. Это очень важная часть, т.к. работает на перспективу и позволяет существенно расширить ассортимент предложений отдыха, открывает для туристов новые направления или уголки Алтая. Можно сказать, что дороги у нас стали лучше. Это факт.
- Туристы, приезжающие к нам отдыхать, часто жалуются на высокие цены. Что нужно сделать для того, чтобы эти цены стали более адекватными?
- Правильно их считать. Снижать издержки, повышать производительность труда и дисциплину, оптимизировать затраты, следить за общей ситуацией в стране, изучать цены в регионах-конкурентах. Надо понять, что в Хакасии или Туве, не говоря о прибайкальских регионах, тоже развивают туризм.
- Как Вы думаете, Елена, следует ли нам ожидать в 2015 году массового наплыва туристов? И если да, то на чем основывается Ваш оптимизм?
- Оптимизма у меня по поводу следующего года особого нет. Единственное, что может вселять надежду - это иностранные туристы и те, кто пересмотрит свои предпочтения по отдыху, исходя из реалий сегодняшнего дня. Здесь нужны определенные усилия всех участников туррынка: в каждом конкретном случае хорошая PR-кампания, подготовка инфраструктуры и умная ценовая политика, а ещё это, безусловно, общая политико-экономическая ситуация в России.
Общий мой прогноз: 2015 год будет трудным для Алтая. Существенного увеличения потока туристов не произойдет. Поэтому нужно сделать упор на расширение ассортимента услуг. Свой прогноз я бы назвала умеренно-оптимистичным, и вот почему. Во-первых, те, у кого есть деньги и возможности, - поедут отдыхать за границу; а те, у кого есть деньги, но нет возможности отдыхать за границей - поедут на море: в Краснодарский край, скорее всего. Алтай может рассчитывать на ту категорию туристов, которые предпочитают что-то новое и активный туризм, а ещё умеют заботиться о своем здоровье. Массовой эту категорию не назовёшь. И, как я уже говорила, еще один источник - это иностранные туристы, для которых в нынешней ситуации посещение России и, в частности, Алтая, будет достаточно выгодным.
Пользуясь случаем, хочу поздравить всех посетителей «Хан-Алтая» с наступающим Новым годом, и пусть он оправдает наши надежды! Здоровья, удачи и благополучия!